Методы оптимизации показателей. Способы оптимизированных показателей в экономическом анализе Как оптимизировать производство без вложений в оборудование

Значение и сущность экономического анализа

Экономическая наука изучает хозяйственные системы на микро- и макроуровнях. Первые создаются отдельными экономическими агентами, например, домашними хозяйствами или предприятиями. Макроэкономика исследует системы государств, международных союзов и мировых сообществ. Сами хозяйственные структуры представляют собой сложнейшие образования, имеющие огромное количество связей, факторов воздействия и элементов. Цель теории экономики состоит в поиске равновесия системы в условиях возрастающего спроса и ограниченности ресурсов для расширения предложения. Для того, чтобы достичь поставленной цели и задач наука использует набор инструментов, называемых методами, которые позволяют проникнуть в сущность изучаемого предмета.

Аналитическая работа в рамках экономического исследования представляет собой комплексный подход, включающий поиск, измерение и итоговое обобщение факторного воздействия на результативность деятельности системы путем проведения расчетов и применения других форм исследования. Анализ строится на основании следующих этапов:

  • Проведение наблюдения, формирование массива абсолютных и относительных показателей.
  • Разбор факторов воздействия, их группировка, детализация.
  • Аккумуляция данных и вычислений, подведение итогов, формирование практических решений.

Замечание 1

Сущность анализа, как совокупности методов исследования, заключается постоянном сравнении, поиске причинно-следственных связей, определении количественного воздействия.

Аналитический подход в современных условиях подразумевает комплексный и системный подход. Методы внутри хозяйственного анализа делятся на формализованные и неформализованные. Первые дают возможность рассмотреть показатели в строгой математической зависимости. Вторые предполагают применение логических и творческих способов мышления. Принято выделять классические, традиционные, математико-статистические методы, а также методы принятия решений и финансовых вычислений.

Методы оптимизации показателей в экономике

В экономике зачастую применяются традиционные, либо математические подходы в аналитической работе. Метод принятия решений или оптимизации показателей является одним из математических инструментов. Он широко используется для принятия управленческих решений в области экономического регулирования объектами. Оптимизация показателей необходима для повышения эффективности и качества исследования:

  • макромоделей;
  • прогнозирования экономического поведения;
  • учета социально – экономических факторов;
  • учета воздействия производственной цепи;
  • ценообразования;
  • внедрения инноваций.

Оптимизация показателей так же вмещает в себя перечень методов, к которым относят формирование дерева решений, программирование, аналитику чувствительности, теорию массового обслуживания, теорию игр и исследование операций. Применение методов принятия решений позволяет углубить изучение количественных показателей, создать более широкое информационное поле, сделать расчеты более точными.

Для анализа ситуации с целью принятия управленческого решения используют дерево решений. В нем схематично отображаются этапы реализации задуманного действия для того, чтобы найти слабые места и оценить риски. Специалист, разрабатывающий схему, обязательно учитывает затраты на внедрение идеи и потенциальный доход. Само дерево позволяет оценить рациональность решения и его рискованность на различных этапах. Этот метод позволяет рассмотреть влияние действия на работу всей хозяйственной системы в целом и максимально снизить негативные последствия или ошибки.

В сфере планирования широко используется оптимальное программирование. Оно позволяет оптимизировать работу хозяйственной системы и реализовать адекватные управленческие решения. Суть программирования заключается в разработке функциональных зависимостей исследуемых параметров. Оно может быть линейным и нелинейным, последнее применяется для оценки качественных показателей.

Линейное программирование позволяет оценивать потенциал решения, производственного выпуска и других экономических параметров с учетом ограничений. Для этих целей строится экономическая модель, которая впоследствии описывается математическими формулами. На их основе рассчитывается результат и анализируются полученные данные.

Анализ чувствительности, метод Монте-Карло

Влияние совокупности параметров на конечный результат определяется благодаря анализу чувствительности. Он применяется для расчета потенциальной прибыли, успешности инвестиционной деятельности, отслеживания ценового колебания, оценки равновесия предложения и спроса. Данный тип анализа дает возможность увидеть изменения итогового показателя в зависимости от изменений каждого из оказывающих влияние факторов. Для проведения данной аналитической работы необходимо пройти следующие этапы:

  1. Установление связи факторов с конечным результатом путем применения математических уравнений.
  2. Определение вероятных показателей итоговых значений в зависимости от изменения факторов.
  3. Отслеживание влияния изменений на конечный результат.

Чем ниже чувствительность итогового показателя относительно факторов и параметров, тем менее рискованным считается исследуемое явление. Обычно анализ чувствительности используется вместе с методов сценариев в построении модели Монте-Карло.

Этот метод применяется для большого массива данных, в котором колебания определяются благодаря таблицам случайных чисел. Модель позволяет работать с системами, обладающими множеством взаимосвязей. Метод рассматривает случайные сценарии, которые обрабатываются с помощью математических вычислений. В итоге можно получить большое число характеристик, описывающих исследуемый объект или явление.

Замечание 2

Существует так же имитационная версия метода Монте-Карло. Она используется в сложных случаях, когда практически невозможно предсказать итоговый результат. Применение метода позволяет отследить распределение собственных ожиданий и вероятности отклонений в расчетах. В итоге получают коэффициент вариации, который позволяет оценить рискованность проекта или инвестиций.

Увеличение трафика может обеспечить вам больше продаж, но для этого очень важно фокусироваться на превращении имеющихся посетителей в клиентов.

На каждом этапе покупательского путешествия существуют возможности для его сокращения, упрощения и улучшения. Проводя эксперименты и анализ, вы сможете настроить свой сайт таким образом, чтобы приблизить людей к совершению покупки. Это процесс называется оптимизация показателей конверсии – CRO.

CRO – это техника, позволяющая увеличить процент вашего трафика, который совершает покупки, или конверсию.

Существует также множество меньших конверсий, которые ведут к покупке. Например, конверсией для домашней страницы может быть переход к странице с продуктом. На странице с продуктом конверсией может быть нажатие на кнопку «Добавить в корзину». Конверсия зависит от цели определенной части вашего сайта.

Чтобы оптимизировать показатели конверсии (любого масштаба), необходимо постоянно тестировать каждый аспект сайта.

Подходит ли вам CRO?

CRO – важнейший инструмент для владельцев бизнеса, но подходит он не всем. Для успешной оптимизации для начала нужно привлечь достаточно трафика на сайт.

Без определенного количества посетителей вы не сможете понять, как люди используют ваш интернет-магазин. Чтобы понять, подходит ли вам , нужно обратить внимание на некоторые фундаментальные аспекты.

Введение в A/B тестирование

Один из основных элементов CRO – A/B тестирование.

A/B тестирование – сравнение двух версий одной и той же страницы, с целью определить наиболее эффективную. В его рамках две разные версии страницы одновременно демонстрируются двум группам посетителей. Та страница, у которой будет выше, признается победившей.

Перед проведением A/B тестирования необходимо понять, привлекает ли ваш сайт достаточно трафика, чтобы получить статистически значимые результаты.

Чтобы вычислить, какой трафик необходим для проведения A/B тестирования, нужно ввести текущий показатель конверсии интересующей вас страницы в . Если трафик меньше необходимого для теста показателя, для начала сфокусируйтесь на привлечении большего числа пользователей на сайт.

Определение показателя конверсии на странице

Чтобы определить настоящий показатель конверсии, в первую очередь установите на сайт Google Analytics. При помощи этого инструмента можно определять показатели конверсии для определенной части сайта. Но использовать его можно только для определения, достаточно ли у вас трафика для успешного A/B тестирования.

Быстрее всего определить конверсию для определенных страниц позволяет отчет по страницам входа в Google Analytics («Поведение» > «Контент сайта» > «Страницы входа»).

Убедитесь, что установленный период времени равен времени будущего тестирования, например, 30 дней. Затем выберите из списка страницу, которую вы хотите тестировать.

Чтобы определить показатель конверсии для определенной цели страницы, в отчет нужно добавить дополнительный параметр. Нажмите вкладку «Дополнительный параметр», выберите для него «Поведение» > «Вторая страница». Этот отчет покажет, на какие страницы переходят посетители, и какой процент посетителей первой страницы на них переходит.

Например, чтобы определить, сколько людей переходит с главной страницы на страницу с описанием продукта, выберите домашнюю страницу в качестве страницы входа, затем ведите страницы с описанием товаров в колонке «Вторая страница». Процент в колонке «Сеансы» и будет показателем конверсии за этой действие.


Как создать эксперимент по оптимизации показателей конверсии

Если ваш сайт привлекает достаточно посетителей для успешного проведения A/B тестирования, можно начать экспериментировать.

Для запуска A/B тестирования можно воспользоваться такими инструментами, как Optimizely , Convert , Adobe Target или Google Content Experiments , и установить цели для вашего сайта в Google Analytics. Создайте отдельную цель для каждого действия, которое вы собираетесь тестировать.

Всплывающие сообщения отлично подходят для составления списка электронных адресов для рассылки. По данным за 2014 год 80% подписчиков на рассылку сайта в течение 6 месяцев купили хотя бы один из предложенных в ней товаров.

Информация о количестве человек, уже купивших этот товар создает эффект срочности, а также является сигналом социального одобрения. Исследователи поведенческой психологии из Университета Кентукки выяснили, что ситуация срочности заставляет людей действовать быстро и импульсивно.

3. Добавьте отзывы

О вашем сайте когда-либо писали крупные издательства? Используют ли ваш продукт авторитеты области? Добавьте на главную страницу отзывы и обзоры, это поможет укрепить доверие к ресурсу. 88% потребителей доверяет отзывам так же, как и рекомендациям друзей и родственников.

Поиск продуктов

Оказавшись на главной странице, пользователи должны сразу же получить возможность перейти на страницы интересующих их продуктов, а также увидеть продукты, которые могут их заинтересовать. 47% посетителей сайта в первую очередь просматривают именно страницы с продуктами. Чтобы облегчить поиск нужного товара, обеспечьте простую навигацию, понятные категории, добавьте строку поиска и предлагайте похожие продукты.

4. Используйте умный поиск

Проведя анализ CRO, английский ритейлер Topshop обнаружил, что у пользователей возникают трудности при работе со строкой поиска. При этом те посетители, которые использовали поиск, совершали покупки в 10 раз чаще , чем остальные. Улучшив дизайн строки поиска, Topshop смог увеличить показатели конверсии на 5,8%.

Если в вашем интернет-магазине много продуктов, добавьте на сайт умный поиск. Он предлагает варианты продуктов, как только пользователь начинает вводить свой запрос, при этом учитываются альтернативные названия товаров и ошибки.

5. Эффективно организуйте категории

Навигация по сайту должна быть максимально понятной и удобной. Не разделяйте продукты на слишком много категорий. Лучше выделить 4-6 крупных категорий, внутри которых будут более узкие подкатегории. Вначале лучше использовать самые популярные категории.

6. Используйте страницы 404
7. Добавьте ленту Instagram с возможностью покупки

Instagram – отличный инструмент для демонстрации продуктов. Добавьте ленту Instagram с возможностью покупки на свой сайт, чтобы привлечь посетителей яркими фото.

Она также идеально подойдет для демонстрации пользовательского контента. По данным исследований миллениалов учитывают пользовательский контент при принятии решения о совершении покупки.

Страницы продуктов

Каждая страница с продуктом должна служить основной цели – сообщению посетителю его ценности. Для создания идеальной страницы товара потребуется провести множество экспериментов.

8. Используйте качественные изображения

Качественные фото товаров – одна из важнейших составляющих эффективной страницы. Боле 2/3 потребителей считают качественные изображения продуктов важной частью процесса принятия решения о покупке, важнее описания и отзывов. Добавьте фото, которые показывают товар с разных углов, используйте видео. Потребители на 85% вероятнее совершат покупку после просмотра видео.

9. Указывайте реальные цены, время доставки и наличие продуктов

Худшее, что вы можете сделать, это обмануть ваших клиентов. 28% потребителей откажутся от покупки, если в стоимость заказа будут включены неожиданные расходы. Всегда четко и прозрачно сообщайте цены, стоимость доставки, размеры дополнительных расходов, информацию о времени доставки и наличии товара на складе. Если вы предлагаете клиентом ценность, они будут готовы заплатить чуть больше или ожидать немного дольше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оптимизация показателей качества

Задание №1

Из трех видов сырья производится два вида продукции. Прибыль от реализации одной единицы продукции первого типа составляет б 1 тыс. руб., а второго - б 2 тыс. руб. Запас сырья каждого вида составляет в 1 , в 2 , в 3 единиц соответственно. Потребность в сырье для изготовления продукции первого типа составляет Р 11 единиц сырья первого вида, Р 12 единиц сырья второго вида, Р 13 единиц сырья третьего вида, а для изготовления продукции второго типа - Р 21 единиц сырья первого вида, Р 22 единиц сырья второго вида, Р 23 единиц сырья третьего вида. Для каждого типа изделий определить такой объем производства Х 1 и Х 2 , который обеспечивает максимальную прибыль от реализации изготовленной продукции при условии не превышения запасов имеющегося сырья. Задачу решить симплексным методом путем преобразования симплекс - таблиц.

Исходные данные :

в 1 = 120 ед.

в 2 = 110 ед.

в 3 = 100 ед.

б 1 =6 тыс. руб.

б 2 =8 тыс. руб.

Решение:

Составим математическую модель задачи. Искомый выпуск продукции 1-го вида обозначим через Х 1 , выпуск продукции 2-го вида - Х 2 . Т.к. на выделенный предприятию фонд сырья каждого вида имеются ограничения переменные Х 1 и Х 2 должны удовлетворять следующей системе неравенств:

Общая стоимость произведенной предприятием продукции:

F =6х 1 +8х 2

По своему экономическому содержанию переменные Х 1 и Х 2 могут принимать только неотрицательные значения:

Переходим от ограничений - неравенств к ограничениям - равенствам. Введем три дополнительные переменные, по экономическому смыслу означающие не используемое при данном плане производства количество сырья того или иного вида:

Составим симплекс - таблицу для I итерации (табл. 1).

Таблица 1

Первая итерация.

Шаг 1 (выбор ведущего столбца)

Т.к. в нулевой строке имеются положительные элементы, то исходное допустимое базисное решение

Х 1 =0, Х 2 =0, Х 3 =120, Х 4 =110, Х 5 =100

Не является оптимальным. Из двух положительных элементов нулевой строки выбираем максимальный а 02 =8 и таким образом второй столбец является ведущим.

Шаг 2 (выбор ведущей строки)

В ведущем столбце имеется три положительных элемента а 12 =9, а 22 =10, а 32 =11.

Сравнивая отношения

выбираем минимальное. Таким образом, третья строка - ведущая, а ведущий элемент - а 32 .

Шаг 3 (преобразование системы к диагональному виду относительно нового набора базисных переменных)

Ведущий элемент - а 32 , поэтому переменную Х 5 следует вывести из базиса, а вместо нее ввести переменную Х 2 .

Третью строку умножаем последовательно на -8/11, -7/11, -10/11 и получившиеся строки складываем соответственно с нулевой, первой и второй. Все элементы ведущего столбца (кроме ведущего элемента) станут нулевыми и симплекс - таблица во второй итерации примет вид:

Вторая итерация.

В нулевой строке имеется единственный положительный элемент а 01 =2/11 и следовательно ведущий столбец определяется однозначно.

В качестве ведущей строки сравнивая отношения коэффициентов

выбираем минимальное. Таким образом, а ведущий элемент - а 11 =7,13.

Переменную Х 3 вывести из базиса и ввести переменную Х 1 . Для этого первую строку умножаем последовательно на (-2/87), (-19/87), (-8/87) и складывая получившиеся строки соответственно с нулевой, второй и третьей строками придем к оптимальной таблице:

В этой таблице в нулевой строке нет положительных элементов, текущее базовое решение

является оптимальным и соответственно максимальное значение прибыли:

Задание №2

Дана задача нелинейного программирования. Найти максимум и минимум целевой функции графоаналитическим методом. Составить функцию Лагранжа и показать, что в точках экстремума выполняются достаточные условия минимума (максимума).

Исходные данные:

Таким образом:

Решение:

Областью допустимых решений задачи является четырехугольник ABCD (рис. 1). Полагая значение целевой функции равным некоторому числу h получаем линии уровня, а именно окружности с центром Е (2; 5) и радиусом. С увеличением (уменьшением) числа h соответственно увеличиваются (уменьшаются) значения функции F.

Минимальное и максимальное значения определим, проводя из точки Е окружности разных радиусов. На рис. 1 видно, что максимальное значение функция принимает в точке D, а минимальное - в т. К.

Определим координаты точки максимума целевой функции как координаты точки пересечения прямых:

Определим координаты точки минимума целевой функции. Для нахождения координаты т. К приравняем угловые коэффициенты прямой и касательной к окружности в т. К.

Из уравнения найдем, что, а угловой коэффициент равен. Угловой коэффициент касательной к окружности в т.К можно получить как значение производной функции Х 2 по переменной Х 1 в этой точке.

Из равенства угловых коэффициентов получим одно из уравнений для определения координаты т. К

Присоединяя к нему уравнение прямой получим систему уравнений:

Таким образом, .

Задание №3

прибыль лагранж динамический программирование

Двум предприятиям выделяют средства в количестве d единиц. При выделении первому предприятию на год x единиц средств оно обеспечивает доход k 1 x единиц, а при выделении второму предприятию у единиц средств, оно обеспечивает доход k 1 у единиц. Остаток средств к концу года для первого предприятия равен nx , а для второго m y . Как распределить все средства в течение 4-х лет, чтобы общий доход был наибольшим. Задачу решить методом динамического программирования.

Исходные данные :

Решение:

Весь период длительностью 4 года разбиваем на 4 этапа, каждый из которых равен одному году. Пронумеруем этапы начиная с первого года. Пусть Х k и Y k - средства, выделенные соответственно предприятиям А и В на k - том этапе. Тогда сумма Х k + Y k =а k является общим количеством средств, используемых на k - том этапе и оставшиеся от предыдущего этапа k - 1. на первом этапе используются все выделенные средства и а 1 =2200 ед. доход, который будет получен на k - том этапе, при выделении Х k и Y k единиц составит 2Х k + 1Y k . пусть максимальный доход, полученный на последних этапах начиная с k - того этапа составляет f k (а k) ед. запишем функциональное уравнение Беллмана, выражающее принцип оптимальности: каково бы не было начальное состояние и начальное решение последующее решение должно быть оптимальным по отношению к состоянию, получаемому в результате начального состояния:

f k k )= max [ 2х+ y + f k +1 k +1 )]

для каждого этапа нужно выбрать значение Х k , а значение Y k k -х k . С учетом этого найдем доход на k - том этапе:

2х k +y k =2х k + а k - х k =х k + а k n m

а k =0,3х k -1 +0,5 y k -1 =0,3х k -1 +0,5 (а k -1 - х k -1)= 0,3х k -1 +0,5а k -1 -0,5 х k -1 =0,5а k -1 -0,2х k -1

Функциональное уравнение Беллмана будет иметь вид:

f k k )= max k k + f k +1 k +1 )]

Рассмотрим все этапы, начиная с последнего.

F 4 (а 4)=max [а 4 +х 4 +0]=2а 4 , (т.к. максимум линейной функции а 4 + х 4 достигается в конце отрезка при х 4 = а 4) y 4 =х 4 -а 4 =0.

а 4 =0,5а 3 -0,2х 3

F 3 (а 3)=max [а 3 +х 3 +2 (0,5а 3 -0,2х 3)]= max (а 3 +х 3 +а 3 -0,4х 3)]= max =2,6а 3 , (т.к. максимум линейной функции 2а 3 +0,6 х 3 достигается в конце отрезка при х 3 = а 3) y 3 =х 3 -а 3 =0.

а 3 =0,5а 2 -0,2х 2

F 2 (а 2)=max[а 2 +х 2 +2,6 (0,5а 2 -0,2х 2)]=max(а 2 +х 2 +1,3а 2 -0,52х 2)]=

Max =2,78а 2 , (т.к. максимум линейной функции 2,3а 2 +0,48 х 2 достигается в конце отрезка при х 2 = а 2) y 2 =х 2 -а 2 =0.

а 2 =0,5а 1 -0,2х 1

F 1 (а 1)=max[а 1 +х 1 +2,78 (0,5а 1 -0,2х 1)]=max(а 1 +х 1 +1,39а 1 -0,556х 1)]=

Max =2,834а 1 , (т.к. максимум линейной функции 2,39а 1 + 0,444 х 1 достигается в конце отрезка при х 1 = а 1). y 1 = а 1 - х 1 =0.

Таким образом, максимальный доход за 4-е года составит

F 1 (а 1)=2,834*2200=6324,80 ед.

Для получения этого дохода нужно во все четыре года все средства вложить в предприятие А (а 1 = х 1, y 1 = 0; а 2 = х 2, y 2 = 0; а 3 = х 3, y 3 = 0; а 4 = х 4, y 4 = 0).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Разработка мероприятий по улучшению показателей производства и реализации продукции в ООО "Электромашиностроительный завод". Влияние объема производства и реализации продукции на величину прибыли. Резервы увеличения производственных показателей.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2013

    Решение задач на вычисление индивидуальных индексов и общих индексов цен, объема продукции, товарооборота в фактических ценах. Динамика объема производства и исчисление индексов физического объема промышленной продукции. Динамика натуральных показателей.

    контрольная работа , добавлен 23.06.2009

    Цели и задачи анализа объема производства и реализации продукции. Анализ динамики и выполнения плана по выпуску и реализации продукции, качества произведенной продукции, ритмичности работы предприятия, факторов и резервов увеличения объема производства.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2010

    Показатели ассортимента и качества продукции. Влияние ее структуры на объем выпуска. Методы исследования рынка сбыта. Факторы формирования прибыли от продажи. Анализ интенсификации производства с помощью индексного метода. Оптимизация объема производства.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2015

    Определение плановой себестоимости продукции и величины снижения затрат за счет увеличения объема производства. Вычисление прибыли от реализации продукции. Расчет нормативов оборотных средств в незавершенном производстве, себестоимости швейного изделия.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2016

    Расчет предельных затрат, предельного дохода торговой организации при увеличении объема реализации продукции. Определение запасов готовой продукции. Маржинальная и операционная прибыль до налогообложения. Определение объема продаж в натуральном измерении.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2013

    Оценка состояния производства сельскохозяйственных видов продукции на предприятии. Влияние факторов на изменение объема и состава продукции, анализ эффективности каналов ее реализации. Оптимизация состава товарной продукции и повышение ее качества.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2010

    Разработка оптимального по прибыли плана выпуска запчастей двух видов. Построение математической модели табличным симплекс-методом и в Excel. Установление изменения оптимальной прибыли при увеличении запасов каждого из дефицитных ресурсов на 5 единиц.

    практическая работа , добавлен 24.05.2016

    Понятие, задачи и обеспечение анализа производства и реализации продукции. Система показателей производства продукции. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции, факторов, влияющих на выполнение производственной программы.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2014

    Методика определения оптимального объема производства. Роль и классификация затрат для целей определения оптимального объема производства и реализации. Расчет безубыточности продаж и зоны безопасности. Оптимизация объема производства на примере ООО "Уют".

Оптимальными называются такие значения показателей качества машин и другой машиностроительной продукции, при которых достигается либо наибольший эффект от эксплуатации при заданных затратах на их создание и эксплуатацию, либо обеспечивается заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение полезного эффекта к затратам.

Если при условии заданных затрат добиваются наилучшего значения обобщенного показателя качества, характеризующего наибольший эффект от эксплуатации, этот показатель рассматривается как критерий оптимизации, а заданные затраты являются ограничением.

Если же минимизируются затраты на создание и эксплуатацию изделия, критерием оптимизации выступают затраты, а заданное значение обобщенного показателя качества – ограничением при оптимизации.

Критерии оценки проектируемой конструкции

Задачей конструктора является создание машин, наиболее полно отвечающих потребностям рынка, дающих наибольший экономический эффект и обладающих высокими технико-экономическими показателями.

Главными критериями являются высокая производительность, экономичность, прочность и надежность, малые металлоемкость и энергоемкость, ремонтопригодность, простота и безопасность обслуживания и т. д. Кроме того, современные машины должны удовлетворять всем требованием дизайна, иметь хорошую отделку и т. д.

Удельный вес каждого из этих факторов в оценке целесообразности проектируемой машины зависит от ее назначения:

в машинах-генераторах и преобразователях энергии главными являются кпд, экономичность;

в машинах-орудиях - производительность, надежность, степень автоматизации, в том числе вспомогательных операций;

в металлорежущих станках - производительность, точность обработки, диапазон выполняемых операций;

в приборостроении - чувствительность, точность;

в транспортной технике, авиации - расход энергии топлива, малая масса, высокий кпд двигателя.

Как правило, общими критериями оценки машин являются также и прочность, жесткость, износостойкость, теплостойкость, виброустойчивость, надежность.

Прочность - важнейший критерий работоспособности деталей машин. Детали машин в процессе работы не должны разрушаться под действием возникающих в них напряжений. Выбрав предварительно материал, следует произвести расчет на прочность. Если результаты расчетов будут неудовлетворительны, то либо увеличивают размеры деталей, либо подбирают более прочные материалы, либо подвергают деталь термической или термохимической обработке.

Жесткость - способность детали сопротивляться изменению формы под действием. нагрузок. Например, недостаточная жесткость нарушает правильную работу зубчатых передач и может привести к разрушению зубьев.

Износостойкость - важный критерий работоспособности трущихся деталей машин, связанный с постепенным уменьшением размеров или изменением формы деталей по поверхности в результате трения. Износ деталей снижается с увеличением твердости и снижением шероховатости трущихся поверхностей и при условии хорошей смазки.

Теплостойкость.Как известно, работа машины сопровождается выделением теплоты, которое вызывается трением; чрезмерное тепловыделение понижает работоспособность деталей и ухудшает качество работы машины. При необходимости производят тепловой расчет так, чтобы выделенная теплота была равна или меньше отводимой.

Виброустойчивость-способность конструкции работать в заданном режиме колебаний. Это особенно важно для современных быстроходных машин. Практическое значение имеют обычно низкочастотные колебания, для выявления которых производят необходимые расчеты или балансировку системы.

Важнейшим показателем является технологичность проектируемой машины. Под технологичностью понимают совокупность признаков, обеспечивающих наиболее экономичное, быстрое и производительное изготовление изделий с применением прогрессивных методов обработки при одновременном повышении качества, точности и взаимозаменяемости частей.

Технологичность зависит от масштаба и типа производства. Штучное и мелкосерийное производство предъявляет к технологичности одни требования, крупносерийное и массовое производство - другие. Признаки технологичности специфичны также для деталей различных методов изготовления.

На этапе бюджетирования обеспечивается лучшая взаимосвязь между затратами и выгодами, контроль за финансовыми ресурсами, точкой безубыточности, определяющей критический объем производства, когда постоянные издержки компенсируются выручкой.

Далее аналогичный подход применяется по всем обозначенным точкам контроля. Применение этого метода вкупе с приведенными расчетами коэффициента уровня качества этапа дает возможность большей экономии затрат, что особенно актуально в условиях затяжного финансового кризиса. Система управления качеством должна регулярно анализироваться и дорабатываться в соответствии с изменяющейся ситуацией. При условии, что внедрение системы управления качеством было досконально спланировано и проверена результативность всех реализованных мероприятий, можно предположить, что в период между аудитами не появится существенных изменений. Вследствие чего затраты на поддержание в рабочем состоянии система управления качеством будут гораздо ниже, чем инвестиции на ее первоначальное внедрение.

ОПТИМИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ

Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ» Соловьева Е.А., Омский институт водного транспорта (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

Создание мультимодальных транспортных узлов в крупных экономических центрах требует выбора экономически эффективного соотношения видов транспорта и решения задач оптимизации качества перевозок отдельными (в данном случае - водным) видами транспорта. Решить данные задачи авторы предлагают путем формирования рациональная структура флота и минимизация затрат на перевозку.

Ключевые слова: оптимизация показателей качества; рациональная структура флота; минимизация затрат; эффективность перевозок.

OPTIMIZATION OF INDICATORS OF QUALITY OF TRANSPORTATIONS ON INTERNAL WATERWAYS

Solovyeva O., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport,

Solovyeva E., Omsk Institute of water transport

Creation of multimodal transport knots in the large economic centers demands a choice of economically effective parity of types of transport and the decision ofproblems of optimization of quality of transportations separate (in this case - water) types of transport. To solve the given problems authors offer by formation the rational structure of fleet and minimization of expenses for transportation.

Keywords: optimization of indicators of quality; rational structure of fleet; minimization of expenses; efficiency of transportations.

Важнейшим условием эффективного функционирования и дальнейшего развития внутреннего водного транспорта, обеспечения конкурентоспособности предприятий водного транспорта на рынке транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров является формирование рациональной структуры транспортных средств. В современных рыночных условиях обоснование оптимальных параметров транспортных средств, их рациональной структуры, показателей качества услуг должно сопровождаться решением вопроса финансового обеспечения реализации мероприятий с минимальными затратами.

Поэтому для обеспечения эффективной деятельности речного транспорта важнейшее значение имеет решение следующих проблем:

Рациональное, экономически выгодное использование имеющегося в наличии транспортного флота;

Выбор оптимального направления развития системы технических средств (видов транспортного флота, типов судов, портов и пристаней, водных путей, судоремонтных предприятий).

Со временем показатели работы технических средств ухудшаются, происходит моральный и физический износ, увеличиваются эксплуатационные расходы на поддержание их в работоспособном состоянии. В связи с этим возникает проблема эффективного функционирования речного транспорта - формирование рациональной структуры технических средств. Кроме того, уровень качества услуг необходимо поддерживать на достигнутом уровне либо повышать для обеспечения конкурентоспособности водного транспорта при обеспечении оптимальных значений показателей качества перевозок .

При выборе номенклатуры показателей качества услуг устанавливается перечень наименований количественных характеристик свойств услуг, входящих в состав качества услуг и обеспечивающих возможность оценки ее уровня качества и конкурентоспособности.

Стандарт ГОСТ Р 51005-96 устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества грузовых перевозок всеми видами транспорта общего пользования и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством грузовых перевозок и задачами совершенствования транспортного обслуживания потребителей и отраслей экономики страны. Стандарт устанавливает номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам грузовых перевозок, каждая из которых предусматривает ряд показателей (рис. 1).

Показатели качества должны отвечать следующим основным требованиям:

Способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей;

Характеризовать все свойства грузовой перевозки, обуславливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности

потребителей в соответствии с ее назначением;

Быть стабильными;

Способствовать повышению качества грузовых перевозок;

Исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок;

Учитывать современные достижения науки и техники и основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг .

При перевозках грузов внутренним водным транспортом необходимо обеспечить максимальный эффект от эксплуатации имеющегося флота, обеспечив освоение всего грузового потока. При этом весь предъявленный к перевозке груз должен быть перевезен при минимальных для предприятия-перевозчика эксплуатационных затратах. Благодаря этому предприятие может при фиксированном доходе обеспечить максимальную прибыль .

При минимизации интегральных затрат на освоение грузопотока при заданных значениях технических и экономических параметров грузовых судов, условиях судового хода, рода груза, критерием оптимизации являются интегральные затраты, а значения параметров судов, их количество, имеющееся на балансе предприятия и находящееся в работоспособном состоянии, условия судового хода, характе-

Перевозки груза к Среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока

назначенному Среднее превышение назначенного срока

сроку Максимальное превышение назначенного срока

Максимально допустимое отклонение от назначенного срока

Число отклонений прибытия груза к назначенному сроку

Число прибытий грузов к назначенному сроку

Регулярности Среднее число прибытий груза за единицу времени

прибытия груза Минимальное число прибытий груза за единицу времени

Среднее время между поступлениями груза

Максимальное время между поступлениями груза

Минимальное время между поступлениями груза

Число отклонений от установленной регулярности поступления груза

Число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью

Срочности Нормативное (договорное) время перевозки груза

перевозки груза Среднее время перевозки груза

Максимально допустимое время перевозки груза

Максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза

Процент прибытий груза в сверхнормативное время

Среднее отклонение от нормативного времени

Средняя скорость перевозки груза

Суточный пробег транспортного средства

Число прибытий груза за нормативное время

Без потерь Нормы убыли

Удельные потери груза

Среднюю потерю грузов при перевозке

Стоимость потерь груза при транспортировке

Количество грузов, доставленных без потерь

Коэффициент снижения качества грузов при перевозке

Без повреждений Долю грузов, перевезенных без повреждений

Средний ущерб от повреждений груза

Удельные издержки от повреждений груза

Без пропажи Удельные издержки от несохранной перевозки

Долю пропажи грузов при перевозке

Средний ущерб от пропажи грузов

Без загрязнения Коэффициент загрязнения грузов при перевозке (отношение количества загрязненных грузов к общему количеству перевезенных грузов)

Доля груза, не принятая грузополучателем после перевозки из-за загрязнения

Допустимый процент посторонних примесей в грузе

Долю посторонних примесей в грузе

Удельные затраты на транспортировку грузов различными видами транспорта

Удельные полные расходы на доставку груза

Затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ

Процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара)

ристики груза - ограничением при оптимизации. При достижении целевой функции при заданных ограничениях показатели качества перевозок будут оптимальными.

Задача освоения перевозок грузов состоит в расстановке имеющегося на балансе транспортного флота по согласованным между собой грузовым потокам, при обеспечении экстремального значения принятого критерия оптимальности (минимум интегральных затрат) и полного их освоения. Целевая функция будет выглядеть следующим образом:

ЕЭ, х хУ ^ шт

где х - количество грузовых теплоходов или составов 1-того типа, закрепленных на _]-том направлении, ед.;

Э „ - интегральные затраты при использовании теплохода ила состава 1-того типа на _]-том направлении (паре согласованных грузопотоков), руб.

Согласование грузовых потоков прямого и обратного направлений должно быть организовано таким образом, чтобы ход судна или состава порожнем минимизировать. Если обратная загрузка судов и составов меньше по количеству перевозок, количество флота определяется по провозной способности прямого направления.

Количество грузовых судов или составов, которое должно быть закреплено для освоения пары согласованных грузопотоков, определяется по формуле:

X = ______-_____Г-

где в пр XI П - грузооборот, ткм;

Провозная способность, ткм.

При определении вариантов использования на грузовых перевозках различных типов судов учитываются следующие факторы:

Специализация каждого вида флота и типа судна;

Безопасность судоходства;

Условия судового хода;

Технические и эксплуатационные характеристики судов;

Прочность корпуса и всех судовых конструкций;

Обеспечение сохранности грузов;

Характер перевозимых грузов, род груза;

Рациональные сферы использования на грузовых перевозках различных видов флота и типов судов;

Условия обработки судов в портах и на пристанях;

Сложившаяся система тягового обслуживания несамоходных грузовых судов и типовые составы, эксплуатируемые на конкретных участках водного пути .

Провозная способность грузового судна или состава за меженный период на _]-ой паре согласованных грузопотоков определяется:

П = X (а - X 1г -) * X щ ткм,

где Ім - продолжительность меженного периода пункта зимнего отстоя, сут;

Ікр}} - продолжительность кругового рейса грузового судна і-го типа на ]-ом направлении, ч;

Івыв1} - период вывода из эксплуатации судна і-ого типа на ]-ом направлении, ч;

I- дальность перевозок грузов в прямом нап-равлении, км;

э} - норма нагрузки грузового судна в прямом направлении, т; щ" - количество барж в составе, ед.

Эксплуатационные расходы по грузовому судну или составу і-го типа при работе на _]-ом направлении определяются по формуле:

Э- = м, вывч X (СХ1XгХ}+ Сг}, руб.,

где ^, ^ - продолжительность времени хода и стоянки буксирного или самоходного судна за круговой рейс, ч.

Схі , С^ - судо-часовые показатели эксплуатационных расходов на ходу и стоянке, руб/судо*ч.

Судо-часовые показатели эксплуатационных расходов включают в себя эксплуатационные расходы на оплату труда плавсостава и отчисления на социальные нужды (Э^, эксплуатационные расходы на амортизацию и ремонт судов, износ малоценного инвентаря и быстроизнашивающихся предметов (Э2), прочие прямые расходы, распределяемые (накладные) расходы. Судо-часовые показатели для самоходных судов определяются в зависимости от режима работы (на ходу и стоянке) по следующей формуле:

1 2 -+ kcm X (Ъ m X Ц m + Ъ£м X^)X10-6 XN

24 X (tэ - tpeM)

х (1 + кпр)(1 + крспр), руб/судо-ч

где tpeм - плановая продолжительность слипования, докования, технического обслуживания и ремонта, ч;

к - коэффициент, учитывающий уменьшение нормы расхода топлива и смазки на стоянке (на ходу к =1; на стоянке к =0,03-0,15); Ц, Ц - цена топлива и смазки, руб./т.;

t - эксплуатационный период (принимается равным средней продолжительности физической навигации в пункте зимнего отстоя),

к - коэффициент, учитывающий прочие прямые расходы;

краспр - коэффициент, учитывающий распределяемые (накладные) расходы.

Для несамоходных судов этот показатель рассчитывается как средний за час эксплуатации:

С =--------------т2--------х (1 + кпр) х (1 + крспр)

24 х (га - грем) Р РР, руб./судо-"

Таблица 1. Значения коэффициентов и показателя

Тип флота ^оем knB коаспо

Грузовые теплоходы 0,06 0,010-0,015 0,2-0,3

Буксирные суда 0,05 0,010-0,015 0,2-0,3

Несамоходные суда 0,01 0,010-0,015 0,2-0,3

А также показателя t

Эксплуатационные расходы принимаются исходя из отчетных данных, а значения коэффициентов к^ принимаются по справочным данным (табл. 1).

Исходя из определенных эксплуатационных расходов по каждому имеющемуся у предприятия грузовому судну или составу 1-го типа при работе на _]-ом направлении и необходимого количества единиц каждого типа судна или состава, получаем интегральные затраты. Используя целевую функцию минимизации затрат, определяем каким типом судна экономичнее осваивать каждую пару согласованных грузопотоков.

В соответствии с целевой функцией получаем оптимальную структуру транспортных средств и оптимизируем основные параметры технических средств для работы в заданных условиях, а также получаем оптимальные значения показателей качества перевозок.

Данная методика позволяет оптимизировать следующие показатели качества перевозок:

Показатели перевозки груза к назначенному сроку;

Показатели регулярности прибытия груза;

Показатели срочности перевозки груза;

Удельные затраты на транспортировку грузов;

Удельные полные расходы на доставку груза.

Используя эти показатели качества можно определить уровень качества перевозок внутренним водным транспортом, уровень конкурентоспособности в сравнении с другими видами транспорта.

Таким образом, оптимизация показателей качества перевозок достигается при решении задачи экономического обоснования формирования рациональной структуры транспортных средств на речном транспорте, которая сводится к решению следующих групп проблем:

Оптимизация основных технических и эксплуатационных параметров технических средств для работы в заданных условиях;

Оптимизация структуры технических средств предприятия водного транспорта.

Формирование рациональной структуры флота обеспечивает минимизацию затрат, повышает качество перевозок, позволяет полностью перевезти весь предъявленный к перевозке груз в кратчайшие сроки при согласовании грузовых потоков прямого и обратного направлений.

При этом эффективность работы транспорта на внутренних водных путях определяется уровнем использования речного флота, издержки на содержание которого необходимо минимизировать. При минимальных интегральных затратах и достигается оптимизация показателей качества перевозок, при которых внутренний водный транспорт может конкурировать с другими видами транспорта.

Литература:

1. Беспрозванная, Н.В. Обоснование рациональных схем перевозок грузов и работы флота на водных путях Ямало-Ненецкого автономного округа / Н.В. Беспрозванная// Современные тенденции развития транспортной системы Сибири. - Новосибирск. - 2007. - С. 48-52.

2. Бунеев, В.М., Рагулин, И.А. Стратегия формирования рациональной структуры технических средств речного транспорта: Методы обоснования, инвестиции и финансирование. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 184 с.

3. ГОСТ Р 51005-96 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества.

4. Рагулин, И.А. Управление работой речного флота Сибири: проблемы теории и практики. - Новосибирск: Наука, 2003. - 308 с.

КОНЦЕПЦИЯ ЗАТРАТООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЁТЕ

Невтеева О.А., к.э.н., финансовый директор ОАО «17 ЦПИС»

В статье рассматриваются вопросы влияния затратообразующих факторов на общие затраты предприятия в рамках стратегического управленческого учёта.

Ключевые слова: затратообразующие факторы, стратегическое управление, структура затрат, стратегическое позиционирование.

CONCEPT OF THE FACTORS WHICH MAKE COSTS IN STRATEGIC MANAGEMENT ACCOUNTING

Nevteeva O., Ph.D., Financial Director, 17 Tspis, LLC The article deals with the influence of factors that make up the cost of the total cost of the enterprise in the framework of strategic management accounting. Keywords: factors that make costs, strategic management, cost structure, strategic positioning.

В стратегическом управленческом учете признано, что стоимость определяется или управляется многими факторами, которые влияют друг на друга. Список затратообразующих факторов разбивается на две категории. Первую категорию составляют структурные факторы, вторую - функциональные (рис. 1).

С точки зрения структурных факторов для предприятий существует по крайней мере пять стратегических вариантов для выбора, связанных с лежащей в основе экономической структурой затрат для любой группы продукции.

1. Масштаб: объем инвестиций, которые необходимо сделать в производство, исследования, разработки и в маркетинговые ресурсы, чтобы произвести данный продукт.

2. Диапазон: степень вертикальной интеграции. Горизонталь-

ная интеграция больше связана с масштабом.

3. Опыт: сколько раз в прошлом предприятие уже делало то, что оно делает сейчас еще раз.

4. Технология: технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат предприятия.

5. Сложность: широта ассортимента изделий или услуг которые собираются предложить заказчикам.

Вторая категория затратообразующих факторов - функциональные факторы, которые связаны со способностью предприятия успешно функционировать. В то время как структурные факторы не соизмеряются пропорционально с показателями деятельности, функциональные соизмеряются.

То есть для каждого из структурных факторов «больше» не оз-